826
населенные пункты по уровню благоустройства мало чем отличаются от город-
ских. Кроме того, в селах проживают несколько миллионов так называемых ма-
ятниковых мигрантов, которые живут в селе, а работают в городе. Понятно, что
они вносят свою окраску в жизнь деревни.
Список литературы:
1. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня: (середина 80-
х – 90-е годы XX столетия) / Под ред. Е.С. Строева. – М., 2001. – 622 с.
2. Н. Е. Лихачев. Сельский образ жизни: Социология: Энциклопедия. —
Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М.
Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.
3. Нефедова Т. Г., Покровский Н. Е., Трейвиш А. И. Урбанизация, дезурба-
низация и сельско-городские сообщества в условиях роста горизонтальной мо-
бильности // Социс. – 2015, № 12. – С. 60-69.
УДК 373
РАЗВИТИЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ
Степанова Л.А., кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»
В статье рассматриваются профессиональные функции учителя, обосновы-
вается расширение социально-педагогических функций, обусловленных социо-
культурным характером педагогической деятельности сельского учителя.
На современном этапе развития российского общества меняется представ-
ление об образованном человеке, который должен быть готов к изменениям в
жизни, работе, к смене собственных представлений, мировоззрения. Для того
чтобы воспитать такого образованного человека меняться должен и учитель, ко-
торый «только тогда оправдывает социальные ожидания, когда его личность, об-
щая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по от-
ношению к другим членам общества». [5, с. 30]
Отмечая своеобразие педагогической деятельности, И.Я. Зимняя подчер-
кивает важность пластичности и легкости смены учителем социальных ролей.
По мнению И.С. Кона, чем сложнее и разностороннее ролевая структура лично-
сти, чем больше ролей ей знакомо, тем богаче ее жизненный мир, тем свободнее
она чувствует себя в нестандартных ситуациях. В.Л. Леви разработан ролевой
репертуар учителя.