674
в информационном обеспечении АПК наметились положительные тенденции.
Этому способствовала реализация отдельных положений федеральной целевой
программы «Информатизация АПК», принятая в 1993 г., и разработанная на ее
основе система информационно-консультационной службы (ИКС).
Служба ИКС АПК РФ является аналогом служб «экстеншен» (внедрение),
эффективно действующих в развитых странах. В наиболее общем виде цель ИКС
формируется как повышение конкурентоспособности аграрного сектора путем
содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных управ-
ленческих решений. В упрощенном виде ИКС можно представить как посред-
ника между товаропроизводителями и научными и образовательными организа-
циями, основная задача которых перевести на простой и понятный товаропроиз-
водителю язык научных практических разработок. ИКС в России формируется
как трехуровневая система: федеральный – региональный (областной) – район-
ный уровни.
Исходным принципом эффективного функционирования ИКС АПК всех
уровней стало создание современных информационных систем, базирующихся
на передовых компьютерных технологиях, использующих единое адресное про-
странство, принцип открытости, обеспечивающих простоту общения пользова-
телей с системой и интеграцию ее во всемирную информационную среду.
Сарайкин В.А. отмечает что «…в процессе развития АПК стали все замет-
нее проявляться различия между хозяйствами различных организационных пра-
вовых форм – в доходах, размерах землепользования и землевладения, числен-
ности занятых в агробизнесе и т.д. По сельскохозяйственным организациям этот
факт регистрировался в ежегодно публикуемых рейтингах «Агро-300», по ЛПХ
межхозяйственная дифференциация была отмечена в ходе впервые проводивше-
гося в 2006 году всероссийского конкурса «Лучшее ЛПХ России», по КФХ это
различие можно увидеть в рейтинге Клуб «Фермер-300», а также при сравнении
индивидуальных показателей ежегодной бухгалтерской отчетности, публикуе-
мой в информационной системе «СПАРК». [1, с. 3]
Основным вопросом формирования системы государственной поддержки
малого предпринимательства является выбор методов, инструментов, возможно-
стей, ограничений, стратегий государственной политики с учетом сложившихся
реалий и перспективных прогнозов на основе широко применяемых инструмен-
тов информационного обеспечения.
Актуальность анализа и оценки государственных программ в РФ в настоя-
щее время приобретает ключевое значение в первую очередь в связи с ограни-
ченностью бюджетных ресурсов и необходимостью выбора приоритетов их ис-
пользования. [3, с. 714]
Важнейшим стратегическим приоритетом функционирования системы ин-
формационного обеспечения является создание условий для эффективного раз-
вития производства, его обеспечение необходимыми информационными ресур-
сами, профессиональная поддержка принятия управленческих решений.
Государство имеет возможность использования широкого спектра эконо-
мических и административных инструментов информационного обеспечения с