Стр. 657 - сборник

Упрощенная HTML-версия

656
- применение идей самоорганизации в науках об экономике и обществе
(конец XX в. – наст. время).
Если сделать исторические параллели между мировоззренческими учени-
ями восточных культур и основными принципами современных мышлений о
ходе самоорганизаций, то возможно заметить противоречия и изменчивость, но
в то же время пересечений мнений о данной системе. [1]
Древнекитайский мыслитель Лао-цзы считал, что противоположности
комплементарны, взаимодействуют между собой, а реальность – вечно подвиж-
ная субстанция. Данное суждение говорит о зарождении эволюционных теорий
в древнем мировоззрении.
Чуть позже формируется философия античных времен, которая характери-
зуется поиском фундаментальных закономерностей, что позволяет укрепить ос-
нову современной эволюционной концепции.
Древнегреческий философ Гераклит считал: «Все течет, все меняется». Это
суждение заложило модели диалектики, указав на всеобщность движения и из-
менчивость.
В теоцентризме Средневековья охарактеризовано преобладание религиоз-
ных взглядов и бессистемных идей.
Мысль взаимодействия противоположностей в период Возрождения ука-
зываются в трудах Н. Кузанского и Дж. Бруно.
Установление капитализма в Западной Европе, улучшение науки и тех-
ники способствовали формированию философии Нового времени. Яркие пред-
ставители данного периода в своих наработках упоминали об упорядоченности
концепций благодаря внутренней движущей силы. Р. Декарт формирует идею
развивающейся самодостаточной материи.
Замысел управления экономических течений без внешнего вмешательства
рассматривал экономист, философ А. Смит в трудах «Исследование о природе и
причинах богатства народов». Главную движущую силу экономического разви-
тия он обозначил в приобретении субъектами рынка своих задач и намерений,
приведя роль государства к получению экономической свободы всех субъектов
хозяйственной деятельности.
В немецкой философии задумки взаимосвязи противоположных начал как
источника преобразования обрели наибольшее расширение в работах Канта, Ге-
геля, Ницше, Маркса. Улучшая диалектику Гегеля, Маркс направляет ее в мате-
риалистическую плоскость: «Движение и развитие мира – результат преодоле-
ния его внутренних противоречий». Ф. Энгельс устанавливает три закона диа-
лектики: единства и борьбы противоположностей; преображение количествен-
ных изменений в качественные; отрицания отрицания. Эти установки признают
свое толкование в концепции самоорганизации, тем самым показывая конструк-
цию скачкообразного переводя концепции на качественный уровень благодаря
постепенному приобретению знаний.
Подытоживая выше приведенные философские учения, стоит заметить,
что всегда интерес человека был сфокусирован на пояснении изменения систем
различной природы. [2]