год наблюдения
2201914
2117434
2088639
2122071
2215945
1987598
2102304
3415055
4196143
4624864
2168168
2284936
4496861
число прибывших
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
Рис. 1 Число прибывших на территории России в период с 2002 по
2014гг.
Темп прироста составил в 2011 г. – 62,44%; в 2012 г. – 22,87%; в 2013 г. –
7,17%; в 2014 г. – 2,85%. В результате, число прибывших в 2014 г. (4624864
чел.) превысило число прибывших в 2010 г. (2102304 чел.) в 2,2 раза.
Исследование показало, что в 2011 г. более интенсивный прирост населе-
ния наблюдался в сельскую местность – 68,10%, чем в городскую – 60,13%.
При этом нагрузка приезжими жителей сельской местности (2010 г. – 16,2 при-
езжих на 1000 населения; 2011 г. – 27,4‰; в 2012 г. – 32,9‰; в 2013 г. – 34,5‰;
в 2014 г. – 35,2‰) являлась более выраженной, чем в городской (2010 г. –
14,2‰; 2011 г. – 22,7‰; в 2012 г. – 28,1‰; в 2013 г. – 30,3‰; в 2014 г. – 31,1‰),
и ложилась дополнительным грузом на все системы жизнеобеспечения, в том
числе на систему здравоохранения, c учетом того, что в период адаптации у ми-
грантов возникает более выраженная потребность в медико-социальной помо-
щи, чем у коренных жителей [7].
В этих условиях, усугубляющихся снижением численности населения
трудоспособного возраста [4, 5, 8, 9, 10, 11, 13, 18, 19, 28, 31, 35, 37, 45, 49, 50,
52] и экономическими санкциями относительно России, возникает потребность
в сохранении и усилении продовольственной безопасности страны путем со-
хранения здоровья работающих в сельской местности и своевременного и адек-
ватного включения в сельскохозяйственный процесс на этих территориях ми-
грантов. Аспект адекватности включения в производственный процесс при-
бывших в сельскую местность недостаточно проработан [1, 2]. Зачастую ми-
грантам по объективным причинам приходится приниматься за трудовую дея-
тельность, не свойственную уровню их образования и не соответствующую
уровню их здоровья [51, 53, 55]. Комплексный подход к разработке целена-
правленных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья сельского
населения пока не реализован. Однако в системе здравоохранения Кемеров-