501
скохозяйственных угодий и поголовья скота. В настоящее время в России по-
добные меры не применяются.
Меры «Желтой корзины» (AmberBoxPolicies).
По мысли авторов Со-
глашения по сельскому хозяйству, в «желтую корзину» включаются меры под-
держки, которые искажают условия внешней торговли и стимулируют произ-
водство. К ним относят все затраты государства, не включенные в «зеленую» и
«голубую» корзину. Совокупная мера поддержки – это затраты государства в
рамках этой категории. По сравнению с исходным уровнем, в течение опреде-
ленного периода СМП обязательства о сокращении берут государства, ставшие
членами ВТО. Меры «желтой корзины» предусматривают ограниченную под-
держку в виде субсидий по кредитам, компенсацию затрат по электроэнергии,
горючие-смазочным материалам, но при этом позволяют иметь прибыль и рен-
табельность.
В ходе переговоров по вступлению в ВТО было принято решение о со-
кращении допустимого объема поддержки в 2 раза – с 9 млрд. долл. в 2012 г. до
4,4 млрд. долл. в 2018 и последующих годах (см. рисунок 1).
Рис. 1 – Объем разрешенных субсидий сельскому хозяйству в РФ
Обязательства перед ВТО предусматривают:
- снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохо-
зяйственной продукции. В частности, с 45% до 5% уменьшится пошлина на
импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах
квоты и снижены пошлины с 75% до 65% вне квоты по свинине; пошлины на
молочные продукты снизятся с 19.8% до 14.9%; на злаки – уменьшится с 15.1%
до 10%; на рыбу – с 10% до 3%;
- рост цен на минеральные удобрения. На данный момент многие россий-
ские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согла-
сованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января
2013 года они вынуждены покупать их по мировым ценам, что привело к по-
вышению цен на 35-40%;