427
УДК 519.872.2
УПРАВЛЕНИЕ ОЧЕРЕДЯМИ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
О. Евич
Научный руководитель М. Е. Корягин, д.т.н.,
профессор кафедры ТЭЭМиП,
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт
Аннотация.
Рассматривается вопрос организации приемки платежей за
услуги ЖКХ. Выявлены закономерности в формировании потока плательщиков
и времени их обслуживания. Сделан вывод о том, что в качестве модели фор-
мирования очередей можно использовать многоканальную марковскую систему
массового обслуживания.
Ключевые слова:
система массового обслуживания, жилищно-коммунальное
хозяйство, поток клиентов, качество обслуживания
Жилищно-коммунальный комплекс – это особая сфера экономической
деятельности, значение которой заключается в создании условий, для комфорт-
ного проживания людей. Эти условия должны удовлетворять массового потре-
бителя и полностью обеспечивать жилую среду человека.
Эффективная работа предприятия ЖКХ напрямую зависит от качества
оказываемых услуг населению и времени их предоставления. Сложившаяся
экономическая ситуация в жилищно-коммунальной сфере показывает, что про-
изводство услуг ЖКХ можно описать с помощью математической модели
«Системы массового обслуживания» (СМО).
Процесс работы системы массового обслуживания представляет собой
случайный процесс с дискретными состояниями и непрерывным временем. Со-
стояния данной системы могут меняться скачками в разные моменты времени,
при появлении каких-либо событий [1].
Когда человек приходит в кассу заплатить за коммунальные услуги, то
зачастую попадает в очередь. И время, которое он тратит на ожидание, выража-
ется в его финансовых затратах.
В СМО качество обслуживания тем выше, чем больше число обслужи-
ваемых единиц. Но иметь лишние обслуживающие единицы в штате для пред-
приятия экономически невыгодно. Поэтому данная система направлена на оп-
тимизацию работы, которая позволит снизить финансовые затраты, не ухудшив
при этом качество обслуживания.
Основными элементами, которые рассматривает система массового об-
служивания, являются: входящий поток, очередь, каналы обслуживания, выхо-
дящий поток.
Существует много вариантов системы массового обслуживания. Это мо-
гут быть одноканальные системы, многоканальные, системы с отказами и ожи-
данием и т.д. При всем своем разнообразии процессы в системах массового об-
служивания имеют общие черты. Требование на обслуживание не регулярно