302
Рис. 3 – Интенсивность разогрева охлаждающей жидкости (ОЖ) двигате-
ля Д-240 предпусковым бензиновым подогревателем (температура окру-
жающей среды Т= -12
0
С, производительность термосифонной циркуляции ОЖ
через подогреватель S=0,4-0,5 л/мин): Т
1
– температура ОЖ на входе в подогре-
ватель,
0
С (температура блока двигателя); Т
2
– температура ОЖ на выходе из
подогревателя,
0
С; Т
3
– температура моторного масла в картере двигателя,
0
С;
Т
4
– температура наружной поверхности головки блока цилиндров,
0
С.
В процессе экспериментальных исследований устанавливались основные
закономерности изменения температуры охлаждающей жидкости моторной ус-
тановки в процессе предпускового разогрева под действием изменяющихся
внешних и внутренних факторов.
Регистрация температуры охлаждающей жидкости в системе регистриро-
валась выносными датчиками, а температура наружных поверхностей головки и
блока двигателя с помощью дистанционного термометра (пирометр).
Циркуляция жидкости через подогреватель осуществлялась двумя мето-
дами: принудительно – с помощью электрического насоса, и естественная цир-
куляция (термосифонная).
В процессе работы предпускового подогревателя, осуществлялся разогрев
не только охлаждающей жидкости двигателя, но и моторного масла, путем до-
полнительного подвода выхлопных газов от бензиновой горелки к корпусу мас-
ляного картера (рис. 1).
Предварительные результаты эксперимента (рис. 2, 3) показывают темп
разогрева охлаждающей жидкости двигателя предложенным подогревателем.
Темп нагрева жидкости в головке двигателя с принудительной циркуляцией в
среднем составил 1,5 – 2,0
0
С/мин, а с термосифонной циркуляцией скорость
нагрева охлаждающей жидкости составила 1,7
0
С/мин. Темп разогрев моторно-
го масла в среднем составляет 1
0
С/мин для обоих вариантов. Полученные ре-
зультаты разогрева охлаждающей жидкости, показывают результативность
применения предложенной конструкции предпускового подогревателя, как с
принудительной, так и с термосифонной циркуляцией жидкости.
-20
-10
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
0
5
10
15
20
25
30
t , мин
Т, С
Т1
Т2
Т3
Т4