196
Рис. 3 – Храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Современные задачи подготовки специалистов требуют широкого ис-
пользования возможностей вузовских музеев. Это касается фондовой, научной,
учебной, экспозиционной: просветительской деятельности. Роль музеев, осо-
бенно вузовских, территориально приближенных студентам и поэтому прежде
всего более доступных им, может и должна возрасти. Музеи могут оказывать
действенное воспитание на повышение уровня образованности, культуры, пат-
риотическое воспитание молодежи. В сегодняшних экономических условиях,
когда финансирование музеев затруднено, определенный интерес представляют
формы сотрудничества с меценатами и пожертвователями. Опыт дореволюци-
онных вузовских музеев заслуживает внимания науки и практики.
В результате анализа значительного количества публикаций и источни-
ков, многие из которых впервые введены в научный оборот, автору удалось
сделать вывод о высоком профессионализме музеев высших учебных заведе-
ний, оказавших безусловное влияние на развитие музейного дела в стране,
формирование научной мысли в России, повышении уровня культуры и знаний
народа. В процессе изучения опубликованных работ как по проблемам музей-
ного дела, так и высшего образования выявлено, что дореволюционные издания
более информативны, в них содержатся ценные и объективные сведения по ин-
тересующим нас вопросам, тогда как советские публикации достаточно по-
верхностно освещают дореволюционный период в истории вузовских музеев,
определенно идеализируя их современное состояние. Музеи успешно участво-
вали в международных и всероссийских выставках, где прежде всего представ-