Стр. 173 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

173
ских источниках существует несколько легенд. Одна из легенд о происхожде-
нии сеока Мундус записана советским тюркологом Л.П. Потаповым в следую-
щей интерпретации: «...основатель сеока Мундус родился от девушки, принад-
лежавшей к сеоку Кыпчак, зачавшей сына от того, что она съела три градинки
(мус)».
Все легенды о происхождении сеока Мундус утверждают, что родона-
чальник данного сеока появился на свет в результате зачатия девушкой от гра-
динки. Аналогичная легенда, бытовавшая у сяньбийцев, записана в истории
младшей Ханьской династии «о необыкновенном происхождении знаменитого
их вождя Танынихая (середина 2–го века), в которой был зачат его матерью от
градинки. Может быть не случайно сохранение этой весьма своеобразной ле-
генды у далеких потомков древних племен теле на Алтае и у современных те-
леутов. Такое предположение кажется тем более вероятным еще и потому, что
как доказывается теперь, некоторые группы сяньбийцев, в частности тоба, были
тюрко-язычными. Во всяком случае, в конгломерате племен сяньбийцев тюрк-
ская речь, несомненно звучала. Отсюда увеличивается возможность связи запи-
санной нами легенды о происхождении основателя телеутского сеока Мундус с
сяньбийской легендой о происхождении Тянынихая».
Вот, что сообщает нам о Таншихае в своей научной работе «Хунну» Л.Н.
Гумилев: «Таншихай родился в 141 году. Отец его три года служил в войске
хуннов и по возвращении домой обнаружил сына. Он потребовал объяснения у
жены, и та ему рассказала, что однажды она шла по дороге, услышала удар
грома и взглянула на небо; тогда ей в рот упала градинка, она еѐ проглотила и
от этого родился сын. Супруг оказался скептиком и отвернулся от ребенка, ко-
торого воспитала родня жены. Легенда часто украшает жизнь великого челове-
ка, но интересно другое: Таншихай был с мол оду был лишѐн поддержки рода,
и всѐ совершенное им позднее – есть плод его личного таланта... За храбрость и
выдающиеся способности в 156 году он избран старейшиной. Старейшин Сянь-
би избирали без особой борьбы, так как власть их была ничтожна, но таншихай
и тут оказался исключением. Он построил для себя дворец, собрал многочис-
ленную дружину и, самое главное, возглавил всех прочих сяньбийских старей-
шин. Время работало на Таншихая: сяньби начали понимать необходимость
объединения, и осуществление его выпало на долю молодого вождя... Танши-
хай овладел всеми землями, бывшими под державою хуннов, от востока к запа-
ду на 14 ООО ли (приблизительно 6,5 тыс. км. – Л.Г.), со всеми горами, реками
и соляными озѐрами. Все эти завоевания были совершены в период с 155 по 166
год. Возможно, что Южная Сибирь была покорена в 168–173 гг., но об этих за-
воеваниях мы знаем слишком мало. Даже из краткого сообщения ясно, что по-
следний удар северному Хунну был нанесен именно Таншихаем. На 6,5 тыс. км
от Уссури до меридиана Волги или Урала отодвинулась западная граница его
державы, т.е. Таншихай выгнал хуннов из Джунгарии за Тарбагатай и оттеснил
динлинов за Саяны, обеспечив монгольскому элементу преимущественное по-
ложение в Халхе и Чахаре. Это положение продолжалось 400 лет». Таким обра-
зом, можно сделать вывод о том, что сеок Мундус является одним из древних
тюркских родов, и относится к одному из древних этносов – теле.