УДК 62-65
ТЕПЛОВАЯ ПОДГОТОВКА АГРЕГАТОВ ТРАНСМИССИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
А.Ф. Курносов, магистрант, А.А. Долгушин, канд. техн. наук, доцент,
Ю.А. Максимова, магистрант
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Россия, г. Новосибирск
e-mail: anton_kurnosov@mail.ru
Аннотация.
Представлены результаты разработки конструкции для
тепловой подготовки агрегатов трансмиссии автомобилей на основе эффекта
дросселирования масла при дополнительном воздействии ультразвуковых
колебаний.
Ключевые слова:
пьезоэлектрический преобразователь, камера нагрева,
дросселирование
Работоспособность транспортного средства в значительной степени
определяется стабильностью показателей работы трансмиссии. При увеличении
теплоотдачи агрегатами трансмиссии в окружающую среду нарушается их
тепловой режим работы, что влечет за собой увеличение внутренних потерь
энергии и интенсивности изнашивания поверхностей трения зубчатых
зацеплений.
Согласно исследованиям [1], при температуре окружающего воздуха
минус 30 °C, температура масла в коробке передач автомобиля КАМАЗ-5320 не
превышает значения 8 °C даже после 1,5 часов работы. В то же время при
исследовании влияния вязкостно-температурных свойств масла на
механические потери в трансмиссии автомобиля установлено, что затраты
мощности на привод агрегатов растут по мере понижения температуры масла.
Этот рост особенно заметен с температур 40 °C и ниже. Здесь же установлено,
что существенное снижение затрат мощности в коробке передач за счет
вязкостно-температурных свойств масла может быть получено лишь в зимний
период, в основном при пуске и прогреве двигателя. Во время движения
автомобиля затраты мощности на привод коробки передач практически не
зависят от марки масла вследствие его высокой рабочей температуры. Потери в
редукторах ведущих мостов, так же как и в коробке передач, при
использовании различных масел неодинаковы и резко возрастают при
температуре ниже 50–60 °C. [2].
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что в
некоторых случаях эксплуатации трансмиссий транспортных средств в зимних
условиях необходимы дополнительные источники энергии для обеспечения
рабочей температуры масла перед началом движения.
В настоящее время известно несколько устройств для обеспечения
теплового режима агрегатов трансмиссии транспортных средств.