Программа диверсификации образовательного пространства вуза в направлении развитых европейских стран
ПРОГРАММА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА В НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТЫХ
ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
1 Болонский процесс
1.1 Россия как участница Болонского процесса
В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем. Перед Россией стоит задача формирования системы образования, которая воспроизводила бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый запас прочности для вхождения в общемировое пространство, в том числе и образовательное.
В рамках Болонского процесса проводится унификация национальных образовательных стандартов, диверсификация образовательных моделей, совершенствование технологий обучения. Тенденция интеграции требует от каждой страны – участницы Болонского процесса развития системы непрерывного образования, создания широкой сети разнообразных учебных заведений, доступных различным социальным, профессиональным и возрастным группам населения.
В настоящее время Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования – объединяет 48 стран.
1.2 Основные цели Болонского процесса
Необходимость Болонского процесса диктуется развитием интеграции европейских стран в рамках Европейского Союза. Вслед за введением единого таможенного пространства, безвизового обмена, единой валюты, единой системы медицинского страхования возник единый рынок труда, который открывает для граждан ЕС возможность устроиться на работу в любой стране, входящей в Европейский Союз.
Целями Болонского процесса являются:
- построение европейской зоны высшего образования, как ключевого направления развития мобильности в образовании и трудоустройстве;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
- повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских ВУЗов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;
- достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
- повышение качества образования;
- повышение роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
1.3 Основные положения Болонской декларации
Декларация содержит семь ключевых положений:
- принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- введение трехциклового обучения. Первый цикл, продолжительностью не менее трех лет, заканчивается получением первой академической степени – бакалавра, и дает право доступа ко второму циклу, результатом которого является степень магистра, а после – к третьему, ведущему к степени доктора.
- внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
- существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
- содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
- внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности ВУЗов студентов и работодателей.
- содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
1.4 Россия и Болонский процесс
Развитие российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. Некоторые направления начали активно развиваться в России еще до подписания Болонской декларации: 90-е годы – введение системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных циклах: бакалавриат и магистратуры. В 1994 г. – введение в России системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров наряду с традиционно готовящимися специалистами.
Основная цель участия России в этом процессе: обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования, как на европейском, так и мировом рынках труда.
Выгода России очевидна: если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из стран ближнего зарубежья будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.
В рамках Болонского процесса появится возможность
- по-новому решать общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе,
- о его рациональных масштабах,
- о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны,
- о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра,
- приложение к диплому сделает его образовательные степени узнаваемыми и признаваемыми по всей Европе,
- существенно увеличатся шансы выпускников на трудоустройство по специальности,
- с дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом,
- возрастут его перспективы найти работу по профессии,
- выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров,
- российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов.
Наряду с европейскими университетами российские вузы смогут «привлекать таланты со всего мира». Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр – магистр – доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру.
Таким образом, будет решена основная цель участия России в Болонском процессе: обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования, как на европейском, так и мировом рынках труда.
2 Приоритеты вуза
В связи с тем, что регионы стремятся к самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией, возрастают требования к качеству подготовки специалистов аграрного профиля. Цель политики вуза в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку студенту и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям современным условиям на рынке труда.
Для нашего вуза приоритетными направлениями в области образования являются применение новых технологий, новых форм организации учебного процесса, аттестации студентов и т.д., которые применяются в европейских странах, участницах Болонского процесса, ведущих подготовку специалистов для сельского хозяйства в своих зонах.
В свою очередь, все специальности, по которым ведется подготовка в Кемеровском ГСХИ, применимы для сельского хозяйства зоны Западной Сибири.
В связи с этим основными задачами КГСХИ являются:
- интеграция вуза в европейское образовательное пространство;
- диверсификация образовательных моделей,
- формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов:
- реформирование и обновление учебных планов и программы;
- уточнение в рамках европейских предметных объединений вузов перечня направлений подготовки и специальностей, а также названия учебных дисциплин для КГСХИ;
- разработка взаимоприемлемых механизмов для оценки, обеспечения и сертификации качества образования в вузе;
- внедрение Приложения к диплому, двухуровневого образования, системы зачетных кредитов, академической мобильности, европейской системы управления качеством применительно к нашему вузу;
- усиление научно-исследовательской компоненты высшего образования КГСХИ;
- обмен научной информацией в области развития экологического земледелия;
- изучение и внедрение в сельскохозяйственное производство передовых наукоемких технологий;
- совершенствование и внедрение в вузе новых образовательных технологий обучения для формирования специалиста, отвечающего высшим мировым требованиям, способного решать актуальные задачи развития аграрной отрасли.
Система образования в Европе успешно выполняет возложенную на нее функцию подготовки высококвалифицированных специалистов для интенсивного развития экономики. Многие учебные заведения разрабатывают свои учебные и исследовательские программы в соответствии с практическими потребностями экономики. Сочетание науки и практики в ходе обучения, тесная связь экономической и образовательной политики, превращают профессиональные учебные заведения в «кузницы кадров» для аграрных фирм и промышленных предприятий, что способствует общегосударственному и региональному экономическому развитию и наиболее полно соответствует условиям и принципам подготовки специалистов высшего сельскохозяйственного образования и подходят для сотрудничества с нашим вузом.
3 Российская Федерация и Республика Сербия
Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Сербия имеют давнюю историю. Некоторое время в XX веке они были частью советско-югославских дипломатических отношений. Россия имеет посольство в Белграде, Сербия имеет посольство в Москве. Среди двух государств существует безвизовый режим. Объем двусторонней торговли в 2008 году составил 4041 млн. долларов, но в 2009 году замечено большое падение в области торговли, вызвано экономическим кризисом. По данным переписи 2002 года было 2588 русских, проживающих в Сербии. По данным переписи 2002 года было 4156 сербов, проживающих в России.
К вопросу о получении высшего образования в России.
В целях содействия в подготовке национальных специалистов Минобрнауки России выделяет Республике Сербии на 2012/2013 учебный год 67 государственных стипендий (из них 3 – по медицинским специальностям) для приема на обучение граждан и соотечественников в федеральные государственные высшие учебные заведения за счет российской стороны, в том числе:
30 – для обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры;
5 – для обучения по программам аспирантуры (интернатуры, ординатуры), докторантуры;
32 – для прохождения краткосрочного обучения (стажировки, повышения квалификации).
С информацией об условиях приема, требованиях к документам, их перечне и формах для заполнения, а также списке специальностей можно ознакомиться в Интернете на сайте: http://www.russia.edu.ru/enter/2012/.
Документы кандидатов, рекомендованных для обучения, представляются в Департамент международного сотрудничества Минобрнауки России до 15 мая 2012 года. Для ускорения процесса проработки вопросов приема на обучение с российскими вузами первичную анкету кандидата необходимо заполнить к указанному сроку в интерактивном режиме на сайте: http://www.russia.edu.ru/forma/2012/
Иностранные граждане, принятые на обучение, обеспечиваются ежемесячной стипендией и общежитием на равных с российскими гражданами условиях.
Российская сторона не несет расходы по оплате проезда кандидатов к местам учебы.
Кандидат несет расходы по организации его встречи, проезду до места учебы и приобретению полиса медицинского страхования на территории Российской Федерации (в долларовом эквиваленте указанные расходы составляют от 250 долларов США (встреча, трансфер к месту учебы) и от 250 долларов США, ежегодно, на приобретение полиса медицинского страхования).
В соответствии с правилами российского миграционного законодательства прибытие кандидата на учебу должно состояться не позднее, чем за 20 календарных дней до окончания срока действия его въездной учебной визы.
Сербская сторона при этом предоставляет свои гарантии по своевременной отправке своего гражданина на родину за счет направляющей стороны по окончании учебы, а также в случаях нарушения законов Российской Федерации, досрочного прекращения учебы, по состоянию здоровья или при летальном исходе.
Кроме того, с 2012 г. ряд российских ведомств, организаций и высших учебных заведений получили право самостоятельного набора в странах иностранных граждан на обучение в рамках выделенных в их распоряжение дополнительных квот приема. Список вузов и организаций российская сторона представит дополнительно.
4 Цели и задачи сотрудничества между Кемеровским ГСХИ (Россия) и Университет в Новом Саду (Сербия)
Основной целью является вхождение Кемеровского ГСХИ в качестве равноправного партнера в международное образовательное и научное пространство. При этом предполагается решение следующих задач:
- повышение квалификации выпускников с акцентом на развитие компетенций специалистов в области сельского хозяйства;
- обеспечение учебного и научного процесса высококвалифицированными кадрами, что будет способствовать сближению образовательных стандартов, повышению качества образования;
- участие в реализации договоров, соглашений и протоколов с зарубежными странами о сотрудничестве в области высшего образования, предусматривающих взаимный обмен преподавателями и студентами;
- содействие развитию совместной научной работы, обмен опытом, обучение студентов;
- развитие профессиональных контактов, ознакомлению с новейшими педагогическими и научными достижениями, их внедрение в учебный процесс;
- развитие сервисной инфраструктуры по обеспечению международной академической мобильности;
- пересмотр учебных планов и учебных программ, открытие новых перспективных направлений подготовки, реорганизация учебного процесса в направлении приближения их к современным международным стандартам;
- расширение выбора и улучшение изучения иностранных языков.
Целью развития международных связей в научно-исследовательской области является обеспечение устойчивых связей с зарубежными субъектами партнерства в научно-исследовательской области, выход на мировой рынок наукоемких технологий и научно-технической продукции. Для этого необходимо решение следующих задач:
- участие в реализации межправительственных и межрегиональных договоров, соглашений и протоколов с зарубежными странами о сотрудничестве в области высшего образования, предусматривающих взаимный обмен стажерами и исследователями;
- участие в международных исследовательских программах, конференциях, проводимых за рубежом, осуществление НИР по заказам, поступающим из зарубежных стран, создание и продвижение на мировой рынок конкурентоспособной наукоемкой продукции;
- научное сотрудничество, совместные исследовательские проекты и образовательные программы, студенческий обмен и практика, семинары и конференции.
Между Россией и Европой всегда существовали плодотворные связи в области высшей школы и науки. Сейчас, когда наша страна перешла на двухуровневую подготовку бакалавров и магистров, став еще более равноправным участником Болонского процесса, академическая мобильность приобрела новый импульс развития.
В 2005 году в Москве на саммите Россия – ЕС была одобрена так называемая дорожная карта для четырех пространств, среди которых есть общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты. В данном случае речь идет именно о высшем образовании. Первая программа призвана содействовать созданию данного пространства называется Tempus. Она реализуется в России с 1994 года и способствует модернизации учебных планов и программ обучения университетов России и стран Евросоюза. Объем финансирования составляет примерно 9-10 миллионов евро в год. Каждый год отбирается 8-10 проектов, и представители университетов из России и из стран ЕС выбирают направления, смотрят на составляющие части учебного плана, на его содержание и т.д.
Вторая программа, которая называется Erasmus Mundus. Эразмус – имя известного гуманиста из Голландии – Эразм Роттердамский. Mundus означает открытость программы для всех стран мира. В 1987 году для стран Европейского сообщества была создана программа Erasmus, которая позволяла студентам учиться семестр или год в другой стране, например итальянцу во Франции, в Голландии. Это, скажем так, один из способов создания европейского пространства. В 2004 году стартовала программа Erasmus Mundus, которая нацелена на привлечение студентов со всего мира. А в 2007 году появился еще один этап – «Erasmus Mundus Партнерство».
В чем состоит разница между двумя последними программами? Erasmus Mundus – это программа «индивидуальной мобильности студентов, аспирантов и преподавателей».
В данном случае студенты уже получили высшее образование в России и самостоятельно принимают решение, что им нужно. Они могут решить поехать учиться на два года – программа магистратуры или на четыре года- программа для аспирантов. В рамках этой программы студенты и соискатели степени аспирантов самостоятельно решают подать заявку и продолжить свое обучение за рубежом. Поэтому Erasmus Mundus иногда называют программой индивидуальной мобильности. Но Евросоюз пришел к выводу, что этого недостаточно, потому что отсутствует стимул для университетов, если они не полностью вовлечены в этот процесс. И тогда появилась программа «Erasmus Mundus Партнерство». Мы уже говорили о том, что университеты работают над учебными планами, чтобы сделать их программы сопоставимыми, сравнимыми, понятными. Тогда следующий шаг – организация мобильных студентов, которые учатся по этим программам.
Как раз слово «партнерство» означает, что университеты из России и Евросоюза совместно организуют обмен студентов, бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей, в основном среди вузов партнеров. И здесь речь идет об организованной мобильности. Организованная мобильность отличается от индивидуальной мобильности тем, что студенты начинают обучение за рубежом в процессе учебы в собственном вузе. Например, молодой человек числится в КемГСХИ. Он знает, что наш вуз связан с вузом из Сербии или из других стран ЕС. И допустим, он учится на первом курсе бакалавриата по направлению менеджмент. Он обращается в международный отдел, чтобы узнать, какие документы нужны для того, чтобы поехать на учебу в европейский вуз на семестр или год. Там у него есть возможность сдавать предметы, которые схожи с теми предметами, которые он сдает здесь. И он получает диплом своего университета и сертификат, подтверждающий, что он, допустим, в течение семестра обучался в европейском вузе.
В случае программ Евросоюза все расходы на обучение берет на себя Еврокомиссия. Если говорить о мобильности студентов, это стоимость обучения, проживания, суточные и т.д. Но есть и дополнительные расходы, которые неизбежны, ведь студент – это живой человек. Он находится в университете, нужно, чтобы был кто-то, кто ему поможет адаптироваться, нужно проводить занятия по языку и так далее.
Эти затраты, как правило, берет на себя вуз. Университеты готовы к этому, поскольку, чтобы попасть в программу «Erasmus Mundus Партнерство», приходится организовать прием иностранных студентов, предоставив как можно больше услуг и это в том числе и престиж университета.
Возможность пребывания, обучения в других средах, общение с людьми из разных культур, приобретение новых знаний и умение говорить, высказывать свое мнение, защищать свою точку зрения на иностранных языках помогает им приобрести некую уверенность в себе.
Если речь идет о магистратуре и выше, предполагается, что студент будет не просто учиться по заданному учебному плану. Наряду с обязательными дисциплинами он должен выбрать предметы, которые ему нужны и это очень помогает развивать умения принимать решения самостоятельно.
Диплом европейского вуза можно получить, обучаясь в России и наоборот. Такая возможность существует. Многие российские вузы, хотя далеко не все, создают программы двойных дипломов c европейскими вузами, и это позволяет студенту в конце обучения получить два диплома – российского и партнерского вузов. И европейский студент, обучающийся по этой программе, тоже получает два диплома. Но в ней должно быть как минимум два элемента.
Первое – диплом выдается двумя вузами, но учебная программа должна быть одна. Несмотря на разные традиции, на разность требований стандартов – российского и из европейских стран, программа должна быть разработана совместно. И тогда студент учит ровно те предметы и ровно то время, которое предусмотрено в совместном разработанном учебном плане.
Второе условие – студент мобилен, он учится и здесь, и там. Если программа двойных дипломов рассчитана на два года, по ней студент должен учиться один год здесь и один год в европейском вузе. Если студент учится только здесь и может сдавать какие-то предметы по почте или другими способами, то это не является обучением по программе двойных дипломов.
Планирование образовательной программы предполагает определение таких параметров, как:
• название программы;
• цели и задачи;
• курсы и дисциплины, подлежащие изучению и их выражение в ECTS;
• цикл, к которому относится программа;
• продолжительность (полная форма и неполная форма);
• формы и методы обучения, учебные материалы;
• требования к поступлению;
• регулирование (на государственном и институциональном уровне);
• периоды обязательной мобильности (практика или стажировки);
• принципы обеспечения качества и меры по их реализации, включая критерии оценки обученности, требования к преподавателям, учебно-методической документации, критерии оценки успешности программы в целом (трудоустройство выпускников, уровень их доходов, время на поиск работы и т.д.).
Среди мер, которые достаточно актуальны для нашего института, следующие:
1. Комплекс мер, связанных с созданием условий для расширения мобильности:
- подготовка администраторов и преподавателей для роли организаторов процесса мобильности, организация обменов между ними в рамках европейских программ для установления более тесного взаимодействия;
- развитие многоязычности, включая изучение соответствующих иностранных языков еще до периода мобильности; выработку общих индикаторов для оценки языковой подготовки студентов и преподавателей; радикальное улучшение языковой подготовки студентов в целом;
- облегчение доступности к информации о мобильности, введение в образовательных заведениях специальных форумов (chat-rоoms) для организаторов мобильности, студентов, преподавателей и т.д., для обсуждения и обмена информацией.
2. Группа мер, направленных на создание схемы устойчивого финансирования мобильности, на базе координации и большего разнообразия системы различных финансовых источников (Европейского сообщества, правительств, местных властей, государственного и частного сектора), включая нахождение новых источников и форм финансирования (займы с льготными условиями, социальные фонды и т.п.).
3. Группа мер, призванных обеспечить рост мобильности и ее совершенствование:
- расширение числа участников мобильности и ее форм, в частности, открытие летних университетов для студентов и академического состава, распространение программ обучения по Интернету, поддержка партнерств между университетами по поводу обеспечения мобильности;
- улучшение и унификация условий приема для всех групп участников мобильности, включая обеспечение соответствующей информацией в режиме «оn-line»;
- согласование и упрощение академического календаря мобильности на основе точной и полной информации о деятельности каждого университета и посильной синхронизации университетского расписания, включая изучение возможностей деления учебного года на семестры с соответствующим набором студентов;
- обеспечение необходимого соответствующего статуса для людей, вовлеченных в мобильность, включая такие меры, как официальное подтверждение соответствующими структурами тезиса, что мобильность представляет собой необходимый компонент в обучении студентов, а также в профессиональной деятельности и переподготовке научно-педагогического состава университета, вплоть до изучения возможности включения последних в научно-преподавательский состав университета на период мобильности.
4. Пакет мер, направленных на усиление мотиваций и результатов, получаемых участниками. Он включает важнейшее требование признания результатов обучения в зарубежном вузе в дипломе своего вуза, в частности, создание системы взаимного признания, эквивалентности дипломов и обучения в целом.
Речь идет о развитии в рамках Европы всеобщей системы эквивалентности образования, квалификации и степеней, в частности, использования кредитной системы (ЕСТS), Приложений к диплому, создания поддерживающей инфраструктуры – сети национальных информационных центров (NARIC) и центров по мобильности и признанию (ЕNIС).
Руководители соответствующих образовательных структур ряда восточноевропейских стран, уже вступивших в Болонский процесс, отмечали важность в ходе первых шагов сотрудничества с европейскими университетами достижения большей степени сопоставимости образовательного процесса между университетами. Последнее актуально и для российских университетов, хотя и в разной степени для разных предметных областей образования: инженерного, естественных наук, гуманитарных наук, бизнес-образования. Кредитная система, которая используется в европейском образовательном пространстве, не делает сама по себе процесс образования сопоставимым по содержанию и технологиям обучения и оценки знаний. Напротив, ее эффективное использование (для определения и измерения объемов обучения) возможно лишь в условиях, когда согласуются и сопоставляются все основные элементы образовательного процесса.
Изучение отчетов стран по реализации целей Болонского процесса показывает разнообразие практических действий по развитию мобильности. Они также свидетельствуют о том, что реализация намеченного плана по усилению роли академической мобильности европейского образования успешно продвигается, хотя и не без проблем. Результатом в перспективе неизбежно станет большая привлекательность и конкурентоспособность европейского образования.
Контактные телефоны в Кемеровском ГСХИ
Тел.: (3842) 75-17-95, факс: 73-40-23 – Васильев Константин Александрович
e-mail: K_Vasiliev@mail.ru
www.ksai.ru