Учебно-методический совет прошёл в Российском государственном заочном аграрном университете (РГЗАУ). В совещании приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства РФ А.В. Петриков, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанский, представители 42 вузов России. Кемеровский ГСХИ на семинаре представляла к.э.н., доцент кафедры теоретической экономики, экономического моделирования и права, начальник отдела инновационных технологий Екатерина Александровна Ижмулкина. На заседании обсудили вопросы, связанные с организацией ускоренного обучения и практики студентов заочной формы обучения, также обсудили опыт применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Открывая заседание Александр Петриков подчеркнул значимость заочной формы обучения: «В последние годы наблюдается положительная тенденция роста спроса на заочную форму обучения. Сегодня в Российской федерации 217 тыс. студентов сельскохозяйственных вузов обучается по заочной форме обучения, что составляет 54% всех студентов. При этом только 32% всех студентов-заочников учится за счет бюджета». Статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства РФ обозначил главную задачу – повышение качества обучения, конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда. При этом отметил проблемы, которые этому препятствуют – это низкий уровень подготовки выпускников сельских школ, низкий уровень расходов на 1 студента (на 25% ниже по сравнению с педагогическими вузами, а по капиталоемкости сельскохозяйственное образование выше). В качестве основных путей решения этой задачи А.В. Петриков выделил:
1. Повышение качества кадрового потенциала вуза путем повышения квалификации ППС, совершенствование деятельности для обеспечения роста заработной платы ППС.
2. Переход на новые программы, на новые профессиональные стандарты.
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанский, обращаясь к участникам мероприятия, отметил, что в получении образования сегодня нуждается не только молодежь, но и люди старшего возраста. «Очень важно, чтобы пожилые люди, если они ещё полны сил, энергии и желания работать, могли приносить пользу обществу».
По его словам, сегодня в стране около 40 миллионов пенсионеров, треть из которых продолжает работать. «Это люди с большим жизненным и профессиональным опытом, и задача государства – эффективно использовать их потенциал, создавать стимулы для трудовой деятельности, разрабатывать специальные программы для тех, кто готов работать», – подчеркнул В.В. Рязанский. Сенатор проинформировал об опыте создания университетов старшего возраста в Курской области, которую он представляет в Совете Федерации. На базе высших учебных заведений Курской области пенсионеры обучаются компьютерной грамотности, иностранным языкам, правоведению, сообщил законодатель. "Предлагаю найти возможность на базе вузов создать условия для прохождения обучения людей старшего возраста," – предложил сенатор.
Проректор по учебной работе Российского государственного заочного агарного университета В.И Литвин осветил изменения в законодательной базе в области высшего образования, на основании которых в вузах необходимо разработать локальные нормативные документы, связанные с организацией ускоренного обучения и проведения практики студентов, применением дистанционных образовательных технологий. Проректор по информационным технологиям и региональным связям РГАЗУ А.В. Закабунин рассказал об основные вопросы создания и использования межвузовская электронно-библиотечной системы в агрообразовании. В 2013 года запущен проект объединения учебно-методических ресурсов на базе ЭБС «AgriLib». Наличие электронно-библиотечной системы (ЭБС) для вуза, а так же наличие подключения к базам данных – важнейшие требования Министерства образования и науки РФ, закреплённые в стандартах ВПО и СПО третьего поколения.
В рамках работы на этом заседании Е.А. Ижмулкина заключила договор на предоставление доступа к электронно-библиотечной системе «AgriLib», уже в ближайшее время студенты Кемеровского ГСХИ получат доступ почти к 3300 учебно-методическим и научным изданиям.
Отдельной темой для обсуждения стала организация дополнительного профессионального образования, в области которого также произошли изменения в законодательной базе. Участники заседания считают необходимым проведение профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ; активизации работы по обмену и распространению положительного опыта использования преподавателями активных форм и методов обучения. Обсуждали и такие вопросы как: использование электронных ресурсов в работе научной библиотеки, актуальные вопросы применения дистанционных образовательных технологий и др. Большой интерес представители вузов проявили к опыту нашего вуза по применению дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, а также к разработкам отдела инновационных технологий: АИС «Рейтинг», АИС «Почасовая оплата» и др.