5 декабря 2011 г. члены православного клуба «София» посетили г. Томск.

5 декабря 2011 г. члены православного клуба «София» вместе со студентами экономического факультета посетили г. Томск. Семинарист Серафим провел экскурсию по церковно-историческому музею Томской духовной семинарии.

Церковно-исторический музей существует с 2008 года. В его экспозиции представлены уникальные иконы, старинные облачения, богослужебная утварь, старопечатные книги, нумизматическая коллекция евангельских времен. Среди особо ценных раритетов – икона святителя Николая ХVI века, подаренные музею Патриархом Алексием II Царские врата ХVII века, изданная первопечатником диаконом Иваном Федоровым в 1580 году Острожская Библия, келейная книга сестры Петра I царицы Софьи Алексеевны с ее автографом. Музейная коллекция предоставляет возможность увидеть удивительные образцы отечественной духовной культуры, веками создаваемой и хранимой нашими предками.

Затем студенты посетили Богоявленский кафедральный собор, который был заложен в 1777 году, построен в 1784 году, полностью завершен в 1901 году, закрыт в 1930 году, восстановлен в 2003 году.

Собор расположен в центральной части Томска. Площадь, на которой расположен собор, является одним из главных планировочных элементов города. В настоящее время в соборе полностью завершились реставрационные работы. Восстановлен не только ценный памятник архитектуры, яркий представитель стиля барокко, но и одна из главных святынь Томска.

 Семинарист Серафим сразу же перед входом в Богоявленский собор рассказал студентам, что в годы Великой Отечественной Войны (в 1942 г.) все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный Богатырь». За время эксплуатации московским заводом «Красный богатырь» (1942-1946 гг.) и Томским заводом резиновой обуви (1947-1994 гг.) здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двухэтажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон. Все это привело храм в совершенно неузнаваемый вид. Окруженный со всех сторон пристроенными заводскими цехами, храм словно бы исчез…

Отреставрированный Богоявленский собор стал неоспоримой и самой яркой архитектурной доминантой городского центра. Звоном колоколов, правильностью пропорций, необычностью очертаний, непохожестью на все вокруг, собор, как неожиданный вестник из прошлого и таинственный путеводитель в будущее, властно притягивает к себе внимание сначала глаз, затем и сердца любого, кто оказывается в этой части города, давно уже ставшей административным, торговым, культурным, а теперь еще и духовным его центром. Каменный собор Богоявления Господня представляет собой интересный пример сибирского барокко.

Главной святыней Богоявленского собора является частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, которую в 2001 году Преосвященный Ростислав, Епископ Томский и Асиновский в серебряном ковчежце доставил из Московской Патриархии в восстановленный Томский Богоявленский собор. В храме есть и другие святыни. С 2000 года стараниями Преосвященного Ростислава в двух ковчегах-мощевиках хранятся мощи многих святых, которые таким образом пребывают в храме не только духовно, но и телесно, внимая молитвам прихожан и вознося их к престолу Божию.

Среди этих частиц – мощи апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мучеников Иоанна воина и Трифона, святителей Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, преподобных Сергия Радонежского и Иова Почаевского, великомучениц Варвары и Анастасии Узорешительницы, великих благоверных князей Александра Невского и Димитрия Угличского.

В алтаре собора висит Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. В разных приделах собора на стенах расположены иконы святых с частицами их мощей: икона св. мученика Иоанна Воина, икона св. Василия Блаженного, икона преп. Афанасия, икона преп. Серафима Саровского.

Среди храмовых икон особым почитанием пользуется образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», привезенный в Томск из древней Серпуховской Высоцкой обители, где хранится сама чудотворная икона. Перед этой иконой постоянно можно видеть богомольцев, которые молятся о своих близких, об избавлении их от недуга пьянства и наркомании.

Новой величайшей святыней храма и всего города в 2003 году стала специально написанная точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы.

После посещения Богоявленского собора и испития святой воды, которая налита в огромную 200-литровую цистерну, студентам был предложен обед в трапезной Томской духовной семинарии.

После обеда студенты посетили Богородице́-Алексиевский православный мужской монастырь. Экскурсию по церкви монастыря провел отец Иов. Монастырь был основан в 1605 году при устье реки Киргизки на Юртачной горе. Страдал от набегов сибирских народов (калмыков, телеутов, киргизов). В 1656 году была сожжена единственная монастырская церковь Казанской иконы Богородицы. После этого было принято решение перенести монастырь в более безопасное место на берег речки Ушайки. Строительство нового монастыря было завершено в 1663 году.

Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году – первая томская школа: Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.

Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица. Так, в конце 1720-х годов в монастыре под арестом находился Абрам Ганнибал (прадед Александра Пушкина), сосланный в Сибирь по указанию князя Меншикова.

Главным монастырским храмом является Казанская церковь (на ступенях которой мы и сфотографировались с о. Иовом), имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище.

 

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня.
В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верующих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.
В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.
В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды) была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.

Экскурсовод, сотрудник паломнической службы Томской епархии, Лариса Валерьевна провела интересную экскурсию по историческим местам и храмам г. Томска, сообщив интереснейшие подробности, связанные с великими деятелями культуры России. Наиболее стойкие к холодам студенты рискнули покинуть теплый автобус лишь для того, чтобы сфотографироваться у 16-тонного колокола Воскресенской церкви. Храм поражает своим величием. Он был выстроен из камня, с каменным подвальным этажом, куполом и четырьмя башнями-колокольнями, главы и кресты купола и башен вызолочены. Своими очертаниями храм напоминал уменьшенную копию храма Христа Спасителя в Москве. В 1937 году храм пытались взорвать, но чудесным образом этого не сделали. Лишь покосившаяся глава одного из куполов до сих пор сохранена как напоминание о тех суровых событиях, через которые прошла РПЦ в годы большевистских гонений безбожного правительства.

 

Запомнилась ребятам и Воскресенская церковь – почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего, каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Воскресенская церковь, по словам экскурсовода Ларисы Валерьевны, представляет собой смешение двух традиций – старообрядческой и византийской. Эту церковь посещал когда-то русский поэт А. Кольцов, друг С. Есенина. Огромный купол небесного цвета, усыпанный звездами, напоминает современную астрономическую обсерваторию и невольно вызывает аналогию с куполом мечети, рождая представления о Вселенской церкви.

Вот такой духовно насыщенный день провели ребята в Томске 5 декабря. Уже смеркалось, когда автобус со студентами, переполненными впечатлениями, выехал из города. Подкрепившись бутербродами, притихшие, студенты первую половину пути вспоминали впечатления прошедшего дня. А через 2 часа обратного пути уже созрело желание посетить женский монастырь и Голгофский храм в Ленинск-Кузнецком. Когда уже замелькали огоньки вечерних домов пригородных поселков вблизи Кемерово, ребята делились впечатлениями от посещения святынь Томска, вспомнили экскурсию в Кемеровскую мечеть, в католический храм в Кемерове. Родилась идея сходить на концерт органной музыки в Кемеровскую филармонию. Обо всем этом мы еще обязательно расскажем, поделимся своими впечатлениями в надежде, что, возможно, кто-то еще пожелает к нам присоединиться.

Экскурсию организовали и провели: куратор православного клуба «София» Т.А. Шимчук, преподаватель кафедры «Гуманитарных наук», и Е.П. Гладкова, преподаватель кафедры «Бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности».

Опубликовано 15-12-2011 (15:49)

« Назад

Фактический адрес:  650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5
Электронная почта: ksai@ksai.ru
Телефон: +7(3842)73-43-59

Техническая помощь: электронная почта: oit@ksai.ru

Реквизиты

Кузбасский ГАУ, ОГРН 1024240680199, ИНН/КПП 4205035690
Юридический адрес: 650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5

Пользовательское соглашение и конфиденциальность
Способы оплаты и возврата

Возникла проблема, свяжитесь с нами - Администратор сайта. Подать новость, объявление на сайт можно по эл. почте ksai-site@mail.ru

©2002-2024 Кузбасский ГАУ