|
|
5 декабря 2011 г. члены православного клуба «София» посетили г. Томск.5 декабря 2011 г. члены православного клуба «София» вместе со студентами экономического факультета посетили г. Томск. Семинарист Серафим провел экскурсию по церковно-историческому музею Томской духовной семинарии. Церковно-исторический музей существует с 2008 года. В его экспозиции представлены уникальные иконы, старинные облачения, богослужебная утварь, старопечатные книги, нумизматическая коллекция евангельских времен. Среди особо ценных раритетов – икона святителя Николая ХVI века, подаренные музею Патриархом Алексием II Царские врата ХVII века, изданная первопечатником диаконом Иваном Федоровым в 1580 году Острожская Библия, келейная книга сестры Петра I царицы Софьи Алексеевны с ее автографом. Музейная коллекция предоставляет возможность увидеть удивительные образцы отечественной духовной культуры, веками создаваемой и хранимой нашими предками. Затем студенты посетили Богоявленский кафедральный собор, который был заложен в 1777 году, построен в 1784 году, полностью завершен в 1901 году, закрыт в 1930 году, восстановлен в 2003 году. Собор расположен в центральной части Томска. Площадь, на которой расположен собор, является одним из главных планировочных элементов города. В настоящее время в соборе полностью завершились реставрационные работы. Восстановлен не только ценный памятник архитектуры, яркий представитель стиля барокко, но и одна из главных святынь Томска. Семинарист Серафим сразу же перед входом в Богоявленский собор рассказал студентам, что в годы Великой Отечественной Войны (в 1942 г.) все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный Богатырь». За время эксплуатации московским заводом «Красный богатырь» (1942-1946 гг.) и Томским заводом резиновой обуви (1947-1994 гг.) здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двухэтажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон. Все это привело храм в совершенно неузнаваемый вид. Окруженный со всех сторон пристроенными заводскими цехами, храм словно бы исчез… Отреставрированный Богоявленский собор стал неоспоримой и самой яркой архитектурной доминантой городского центра. Звоном колоколов, правильностью пропорций, необычностью очертаний, непохожестью на все вокруг, собор, как неожиданный вестник из прошлого и таинственный путеводитель в будущее, властно притягивает к себе внимание сначала глаз, затем и сердца любого, кто оказывается в этой части города, давно уже ставшей административным, торговым, культурным, а теперь еще и духовным его центром. Каменный собор Богоявления Господня представляет собой интересный пример сибирского барокко. Главной святыней Богоявленского собора является частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, которую в 2001 году Преосвященный Ростислав, Епископ Томский и Асиновский в серебряном ковчежце доставил из Московской Патриархии в восстановленный Томский Богоявленский собор. В храме есть и другие святыни. С 2000 года стараниями Преосвященного Ростислава в двух ковчегах-мощевиках хранятся мощи многих святых, которые таким образом пребывают в храме не только духовно, но и телесно, внимая молитвам прихожан и вознося их к престолу Божию. Среди этих частиц – мощи апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мучеников Иоанна воина и Трифона, святителей Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, преподобных Сергия Радонежского и Иова Почаевского, великомучениц Варвары и Анастасии Узорешительницы, великих благоверных князей Александра Невского и Димитрия Угличского. В алтаре собора висит Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. В разных приделах собора на стенах расположены иконы святых с частицами их мощей: икона св. мученика Иоанна Воина, икона св. Василия Блаженного, икона преп. Афанасия, икона преп. Серафима Саровского. Среди храмовых икон особым почитанием пользуется образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», привезенный в Томск из древней Серпуховской Высоцкой обители, где хранится сама чудотворная икона. Перед этой иконой постоянно можно видеть богомольцев, которые молятся о своих близких, об избавлении их от недуга пьянства и наркомании. Новой величайшей святыней храма и всего города в 2003 году стала специально написанная точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. После посещения Богоявленского собора и испития святой воды, которая налита в огромную 200-литровую цистерну, студентам был предложен обед в трапезной Томской духовной семинарии. После обеда студенты посетили Богородице́-Алексиевский православный мужской монастырь. Экскурсию по церкви монастыря провел отец Иов. Монастырь был основан в 1605 году при устье реки Киргизки на Юртачной горе. Страдал от набегов сибирских народов (калмыков, телеутов, киргизов). В 1656 году была сожжена единственная монастырская церковь Казанской иконы Богородицы. После этого было принято решение перенести монастырь в более безопасное место на берег речки Ушайки. Строительство нового монастыря было завершено в 1663 году. Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году – первая томская школа: Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой. Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица. Так, в конце 1720-х годов в монастыре под арестом находился Абрам Ганнибал (прадед Александра Пушкина), сосланный в Сибирь по указанию князя Меншикова. Главным монастырским храмом является Казанская церковь (на ступенях которой мы и сфотографировались с о. Иовом), имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище.
В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня. Экскурсовод, сотрудник паломнической службы Томской епархии, Лариса Валерьевна провела интересную экскурсию по историческим местам и храмам г. Томска, сообщив интереснейшие подробности, связанные с великими деятелями культуры России. Наиболее стойкие к холодам студенты рискнули покинуть теплый автобус лишь для того, чтобы сфотографироваться у 16-тонного колокола Воскресенской церкви. Храм поражает своим величием. Он был выстроен из камня, с каменным подвальным этажом, куполом и четырьмя башнями-колокольнями, главы и кресты купола и башен вызолочены. Своими очертаниями храм напоминал уменьшенную копию храма Христа Спасителя в Москве. В 1937 году храм пытались взорвать, но чудесным образом этого не сделали. Лишь покосившаяся глава одного из куполов до сих пор сохранена как напоминание о тех суровых событиях, через которые прошла РПЦ в годы большевистских гонений безбожного правительства. Запомнилась ребятам и Воскресенская церковь – почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего, каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Воскресенская церковь, по словам экскурсовода Ларисы Валерьевны, представляет собой смешение двух традиций – старообрядческой и византийской. Эту церковь посещал когда-то русский поэт А. Кольцов, друг С. Есенина. Огромный купол небесного цвета, усыпанный звездами, напоминает современную астрономическую обсерваторию и невольно вызывает аналогию с куполом мечети, рождая представления о Вселенской церкви. Вот такой духовно насыщенный день провели ребята в Томске 5 декабря. Уже смеркалось, когда автобус со студентами, переполненными впечатлениями, выехал из города. Подкрепившись бутербродами, притихшие, студенты первую половину пути вспоминали впечатления прошедшего дня. А через 2 часа обратного пути уже созрело желание посетить женский монастырь и Голгофский храм в Ленинск-Кузнецком. Когда уже замелькали огоньки вечерних домов пригородных поселков вблизи Кемерово, ребята делились впечатлениями от посещения святынь Томска, вспомнили экскурсию в Кемеровскую мечеть, в католический храм в Кемерове. Родилась идея сходить на концерт органной музыки в Кемеровскую филармонию. Обо всем этом мы еще обязательно расскажем, поделимся своими впечатлениями в надежде, что, возможно, кто-то еще пожелает к нам присоединиться. Экскурсию организовали и провели: куратор православного клуба «София» Т.А. Шимчук, преподаватель кафедры «Гуманитарных наук», и Е.П. Гладкова, преподаватель кафедры «Бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности».
Опубликовано 15-12-2011 (15:49)
|
|
Фактический адрес: 650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5 Техническая помощь: электронная почта: oit@ksai.ru Реквизиты Кузбасский ГАУ, ОГРН 1024240680199, ИНН/КПП 4205035690 Пользовательское соглашение и конфиденциальность |
Возникла проблема, свяжитесь с нами - Администратор сайта. Подать новость, объявление на сайт можно по эл. почте ksai-site@mail.ru |
©2002-2024 Кузбасский ГАУ |