25 декабря 2013 г. Православный клуб «София» отмечает католическое Рождество

Всем известно, что католики отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря (по григорианскому календарю).  Согласно Евангелию, в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Вифлееме, в яслях, появился на свет Сын Божий.
А православные празднуют Рождество Христово  в ночь с 6 на 7 января праздник. Это без малого треть христиан всего мира. Православное Рождество отмечает Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православные Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю.
 Действительно, когда был же рожден Иисус Христос 25 декабря или 7 января? С целью понять, откуда такая разница между праздничными службами католической церкви и православной, студенты 3, 5 курса экономического факультета (специальности: "Экономика и управление на предприятии ", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит ")  в ночь с 24 на 25 декабря побывали в Храме Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии Римско-католической Церкви. Мероприятие было организовано куратором – волонтером, старшим преподавателем кафедры «Бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности» Е.П. Гладковой.  Интересно, что именно в этот день для студентов КемГСХИ был организован светский Новый год в ТРК «Байконур». У студентов был выбор: католический храм и Рождество Христа или Новый год. Нашлись такие студенты (пусть их немного), которые выбрали католический храм и праздник Рождества.
День 25 декабря является праздничным в Риме уже в II-III веках, а в IV веке его фиксируют сохранившиеся календари. С этого времени календарная дата римского по происхождению праздника Рождества Христова (25 декабря) устанавливается в качестве обязательной для всего христианского мира. Эта дата имеет не историческое, а символическое значение - ведь это  день зимнего солнцеворота, первый день  победы солнца над тьмой после зимнего солнцестояния. В 379 г. празднование дня рождение Господа вводит в Константинополе патриарх св. Григорий Богослов. Перенеся день рождения Христа на радостно переживаемый язычниками "День рождения Небесного солнца" христианские богословы сделали его центром народной жизни. Произошла далеко идущая замена причинно-следственных связей.
Одновременно был пересмотрен и сам римский календарь, который был введен еще в 45 г. до н.э. со времен Юлия Цезаря. Но  оказалось, что юлианский календарь неточен и постоянно "отстает от природы". С целью исправления ошибки Папа Римский Григорий XIII в 1582 г. произвел реформу календаря (который и получил название "григорианского").
Григорианский календарь сразу был принят католическими странами Европы, а вскоре и протестантами. Православные тогда отказались его принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском Соборе была признана неточность юлианского календаря.
Этим и объясняется постоянное запаздывание на 13 дней всех христианских праздников отмечаемых православными в России. Таким образом, Русская Православная Церковь празднует Рождество, как и весь христианский мир,  25 декабря (а не 7 января!), но по юлианскому календарю ("старому стилю"), отстающего от истинного времени на 13 дней. Вот такой парадокс:  25 декабря  у православных соответствует 7 января, отставая от реального природного времени. Вполне можно было бы ожидать от православных богословов в будущем скорректировать свой календарь, соотнеся его с природным днем зимнего равноденствия.
Во многих странах принято, чтобы дети, в ожидании праздника, совершали посильные добрые дела, за которые в семье они получают пучок соломы или маленькое бумажное сердечко. Перед наступлением Рождества дети вешают эти сердечки на елку, а солому кладут в ясли. В узком смысле слова ясли — это кормушка для скота, куда Богородица положила новорожденного Младенца Иисуса. Яслями или в русской традиции — вертепом, называют изображение пещеры ("вертеп" на церковнославянском языке означает "пещера"), куда на ночь пастухи загоняли скот, и где, как повествует Евангелие, родился Христос.
В западной традиции ясли или вертеп представляют собой сценку, изображающую Рождество, и состоящую из объемных фигур, количество которых может быть различным. Неизменны здесь только фигуры Младенца Христа в яслях, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа. Остальные участники события Рождества — пастухи, животные, находившиеся в пещере, давшей приют Иосифу и Марии, ангелы, изготавливаются в зависимости от фантазии и мастерства автора.
Устройство рождественских яслей — традиция, заложенная католическим святым Франциском Ассизским.  С 1223 г., со времен Святого Франциска, Рождественские ясли ставят в большинстве католических церквей мира. Традицией во многих странах стало проведение выставок яслей, позволяющих наглядно представить момент рождения Вифлеемского Младенца.
Празднование Рождества у католиков продолжается восемь дней, с 25 декабря по 1 января, которые образуют Октаву Рождества. Второй день праздника, 26 декабря, посвящается памяти святого первомученика Стефана, третий день — 27 декабря — памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (в этот день совершается обряд освящения вина); четвёртый день — 28 декабря — памяти святых Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье 30 декабря отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника. 1 января празднуют Торжество Пресвятой Богородицы.
На Рождество католики дарят всем подарки. По традиции никто не должен остаться без подарка – ни родственник, ни добрый знакомый. Самое интересное, что главный фигурант Рождества – это вовсе не новорожденный Спаситель, а Святой Николай или Санта Клаус (вторжение светскости в религиозный праздник), в обязанности которого входит одаривать подарками детей. При этом сам Санта-Клаус не приходит к детям с мешком подарков как наш Дед Мороз. Подарки он прячет ночью в носки, развешивает их над камином, а сам исчезает незаметно в каминную трубу. В этом обычае переплетаются христианские и языческие обряды, и не все священники положительно относятся к этому почти языческому святому.
Ночная служба в католическом храме, на которой мы присутствовали в католическом храме Непорочного Сердца Девы Марии, длилась 1,5 часа. После службы никто не расходился, все поздравляли друг друга с праздником. И к нашей группе студентов подходили прихожане и поздравляли с Рождеством. Нам понравилась атмосфера, царившая в эту ночь в храме.  В конце службы к нашей группе православных студентов подошли отец Анджей и отец Энтони. Они поздравили нас с Рождеством Христовым, вызвав тем самым взрыв эмоций у студентов, которые были приятно удивлены таким теплым приемом и внимательному отношению со стороны католических священников. 
 Воодушевленные увиденным, студенты решили посетить праздничную службу в ночь на 7 января, но уже в православных храмах.  Будем надеяться, что это мероприятие состоится, несмотря на то, что у студентов в это время каникулы. Они разъедутся по домам и посетят свои местные храмы. В Кузбассе за последние годы было построено много церквей, часовен. Они есть практически в каждом селении и городе региона. В них будут отслужены праздничные богослужения, посвященные одному из самых ярких христианских праздников – Рождеству Христову.

 

Гладкова Е.П.
куратор-волонтер
православного клуба «София»,
ст. преподаватель кафедры
«Бухгалтерский учет и АХД»
 
P.S. Следует отметить, что впервые после разделения церквей христианского Запада и православного Востока, последовавшего в 1054 году,  с избранием патриархом Всея Руси Кирилла Римско-Католическая Церковь и Русская православная Церковь перешли к общению и проведению рабочих встреч. Еще Иоанн Павел Второй (римский папа с 1978-2005 гг.) выдвинул тезис о «церквях-сестрах», поясняя его метафорой, согласно которой Вселенская Церковь должна дышать «обоими легкими». Иоанна Павел Второй готов был встретиться патриархом Алексием, но несколько раз получал отказ. Переход к диалогу между РКЦ и РПЦ произошел после того, как патриархом Русской православной Церкви был избран Кирилл.
Напомним, что студенты нашего православного клуба «София» в марте 2008 года присутствовали на встрече с монахами экуменической общины из г. Тэзе (юг Франции), организованной в епархиальном управлении Кемеровской и Новокузнецкой епархии (наша епархия реорганизована в Кузбасскую митрополию в июле 2012 г.; в состав ее теперь входят уже 3 епархии: Кемеровская, Мариинская и Таштагольская). Информация об этой встрече помещена в рубрике нашего клуба «София».
Совсем недавно  - 12 октября 2013 г., по поручению ректора КемГСХИ В.И. Мяленко, кураторы клуба «София» приняли участие в организации встречи с профессором католического Миланского университета – о. Пием (Стефанио Альберто). Подробнее смотрите информацию в нашей рубрике «Православный клуб «София».
Одним словом, мы живем в эпоху начавшегося диалога между католиками и православными. Церковные иерархи в наше время перед лицом глобальных вызовов современности пришли к выводу, что у католиков и православных много общего и им следует объединить усилия, чтобы противостоять кризису современного общества, спасти его от сползания в пропасть.
Таким образом, студенты нашего православного клуба «София» принимают участие в этом общем русле диалога и общения между православными и католиками. Обратите внимание на одну из фотографий, помещенных здесь: над алтарем католического храма Непорочного Сердца Девы Марии, над рождественскими яслями видна православная икона с образом Пресвятой Богородицы.
Напоминаем нашим студентам, что в феврале 2014 г. мы планируем серию совместных мероприятий с католической молодежью, которые будут посвящены и дню св. Валентина – католического праздника всех влюбленных, и дням православной молодежи – празднику Сретения (Встречи) Господня.
ПРИГЛАШАЕМ СТУДЕНТОВ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К НАМ, СЛЕДИТЕ ЗА ОБЪВЛЕНИЯМИ И НОВОСТЯМИ на сайте КемГСХИ в феврале.
 
Шимчук Т.А.,
куратор православного клуба «София»,
кафедра гуманитарных дисциплин
(ауд. 1219)
Опубликовано 25-12-2013 (13:34)

« Назад

Фактический адрес:  650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5
Электронная почта: ksai@ksai.ru
Телефон: +7(3842)73-43-59

Техническая помощь: электронная почта: oit@ksai.ru

Реквизиты

Кузбасский ГАУ, ОГРН 1024240680199, ИНН/КПП 4205035690
Юридический адрес: 650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5

Пользовательское соглашение и конфиденциальность
Способы оплаты и возврата

Возникла проблема, свяжитесь с нами - Администратор сайта. Подать новость, объявление на сайт можно по эл. почте ksai-site@mail.ru

©2002-2024 Кузбасский ГАУ