Молоко – важнейший продукт, который сопровождает нас с первых дней жизни. Практически ежедневно молоко и молокопродукты присутствуют в рационе питания людей разных возрастных групп. Каждый потребитель задумывается о качестве молока и соответственно технологиях, обеспечивающих безопасное и качественное производство натурального молока. О том, на какую стратегию нужно сегодня ориентироваться производителям, чтобы не потерять в качестве и быть конкурентоспособными «А-П» беседует с Екатериной ИЖМУЛКИНОЙ, ио ректора КГСХА.
– Для производителей молока и молокопродуктов очень важно сохранение или рост покупательской активности. По многим сегментам потребительских товаров наблюдается падение спроса, есть ли потенциал роста рынка молока и молокопродуктов и как повлиял на него Covid-19?
– Молоко (молочные продукты с высокой добавленной стоимостью) – продукт с высоко эластичным спросом. Важнейшим фактором, который определяет объём потребления молока и молокопродуктов, является среднедушевые доходы населения. Наши исследования показывают, наличие прямой корреляции между среднедушевыми доходами и потреблением молока и молокопродуктов, при этом изменение доходов на 1% приводит к сонаправленному изменению потребления в среднем на 0,9%. При прогнозируемом снижении в 2020 году реально располагаемых доходов населения следует ожидать соответствующую реакцию потребителей. При этом производителям необходимо учесть, что покупатели будут менять подход к структуре затрат как всей потребительской корзины в целом, так и внутри молочной группы.
– В ситуации снижения покупательской способности какую стратегию выбрать для нивелирования риска снижения прибыли и сохранения объёмов реализации продукции?
– Производители уже смогли почувствовать и снижение покупательской способности, и последствия закрытия кафе и ресторанов. В Кузбассе потребление молока на душу населения в 2019 году составило – 200,4 кг, при рекомендованной Минздравом норме – 325 кг. Среднедушевое потребление молока и молокопродуктов по итогам первого полугодия 2020 года снизилось на 2%, прогноз по году составляет 196,6 кг.
Я считаю, что самое опасное для производителей выбрать тактику пережидания кризиса, нужно начать действовать, продумать линейку базовых молочных продуктов (молоко, кефир, сметана, творог, йогурты и десерты), сохраняя при этом высокое и стабильное качество. Можно осуществить вариации с весом единицы продукции, при этом на упаковке можно сэкономить.
Наиболее уязвимыми могут оказаться сыры и соответственно малый бизнес, который активно развивался в последние годы, занимая свободную нишу в результате российского продовольственного эмбарго. Согласно оценкам экспертов в ближайшие два года следует ожидать сокращение емкости рынка до 15%. Продуктовый портфель следует перераспределить в пользу недорогих свежих, рассольных, полутвердых сыров и сырных продуктов.
В текущей ситуации повышение качества продукции – верное средство конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Выбор этой стратегии позволит сохранить потребительский оптимизм, связанный со снижением доли фальсификата на торговой полке, повышением доверия к производителю и росту спроса на молочную продукцию вопреки падению доходов.
– Качество молочной продукции – это в первую очередь высококачественное молочное сырье. Есть ли интерес у фермеров, сельхозтоваропроизводителей работать не только над увеличением надоев, но и качеством молока сырья?
– В последние годы законодательно усилен контроль за качеством молочной продукции, в том числе сырого молока. С 1 июля 2017 года введён технический регламент, которым установлены обязательные для применения и исполнения на территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции.
Технический регламент ужесточил требования по допустимому уровню содержания микроорганизмов (КМАФАнМ) не более 500000 кое/см3 и соматических клеток не более 750000 в см3 в сыром молоке, сыром обезжиренном молоке и сырых сливках. В феврале 2018 года Евразийской Экономической Комиссией подписано Решение, которое регламентирует максимально допустимые уровни остатков ветеринарных препаратов в молоке и молочной продукции.
Переработчики, как правило, перед подписанием контракта на поставку проводят аудит фермы, далее осуществляют входной контроль каждой партии сырого молока. В дополнение к вышеуказанным показателям контролируется плотность, кислотность, термоустойчивость.
Правила игры на рынке молока сырья диктуют крупнейшие компании переработчики. Но всё-таки переработчики отмечают дефицит качественного сырого молока. Крупные компании, например, «PepSico», осуществляют постоянный поиск сельхозтоваропроизводителей, которые готовы обеспечить круглогодичные поставки высококачественного молока. При этом готовы рассматривать инвестиционные программы для их развития. Цена на сырое молоко будет выше при более высоких значениях жира и белка и сорта.
Уменьшение содержания соматических клеток и микроорганизмов – это не только более высокая цена, но и более высокий уровень надоев. Сельхозтоваропроизводитель может этого достигнуть только при наличии здорового молочного стада.
– В стране и в нашем регионе запущена отдельная программа по выводу лейкозного поголовья коров. Чем опасен для человека лейкоз, которым болеет корова, дающая молоко?
– Лейкоз КРС относится к распространенным видам заболеваний, который связан непосредственно с кроветворной системой крупного рогатого скота, которая поражается специфическим вирусом и приводит к развитию патологии различных органов. Всё чаще среди владельцев крупного рогатого скота возникает вопрос, а можно ли пить молоко больной коровы? Исследования показали, что человек не восприимчив к существующим штаммам лейкоза КРС. Это означает безопасность для человека молока больной лейкозом коровы. Несмотря на это, ветеринары не рекомендуют употреблять молоко без термической обработки в пищу людям, и особенно детям. Вирус лейкоза погибает при температуре выше 74 градусов, поэтому кипячение полностью его убивает. Однако в молоке остаются канцерогенные вещества, накопление которых может стать причиной развития онкологических заболеваний.
– Как сельхозтоваропроизводители борются с этим заболеванием?
– Если у коровы обнаружен лейкоз первой степени, то животное идет на убой на общих основаниях. Пока не существует эффективных вакцин для иммунопрофилактики и препаратов для лечения лейкоза у коров.
По данным статистики, примерно 30% РИД-позитивных животных становятся в течение жизни гематологически больными. Причем, гематологическая стадия лейкоза развивается как раз в тот период жизни животного, когда его продуктивность может быть максимальна, то есть ко второй-четвертой лактации.
Если в фермерском хозяйстве выявляется одна больная корова, то предпринимается план по оздоровлению и недопущению распространения болезни. Оздоровление стада КРС включает в себя следующие процедуры: систематическое проведение проверок КРС на наличие заболевания; при выявлении заболевания, ограждение здорового скота от животных, которые являются носителями вируса; если обнаруживается комплексное заражение стада, то осуществляется его замена. Профилактика лейкоза в фермерских хозяйствах позволяет не только предупредить заболевание, но и исключить его распространение как в одном хозяйстве, так и в других.
– Сейчас на слуху проект, реализованный учеными академии по получению геномноредактированных эмбрионов КРС, устойчивых к вирусу лейкоза. Это можно назвать прорывом в генной инженерии?
– Да, это прорыв в генной инженерии. До нас никто не пробовал решить проблему лейкоза таким способом. Аналогов нет! Для редактирования использовали метод CRISPR/Cas9 – высоконадежный, эффективный и действенный инструмент в геномной инженерии, способный обеспечить точное влияние на заданные участки ДНК. В нашем случае получим животных, в котором будет «выключен» ген, из-за которого происходит внедрение вируса в организм.
Учёными разработаны две технологии редактирования генома эмбрионов:
1. In vitro: внесением генетической конструкции методом микроинъекции в эмбрион в лабораторный условиях с последующей трансплантацией редактированного эмбриона в корову-реципиента.
2. In vivo: внесением генконструкции отредактированными спермиями крупного рогатого скота при искусственном осеменении.
Необходимо отметить, что полученные телята не являются генномодифицированными, т.к. нами не внесена чужеродная ДНК, а лишь удалена часть собственного гена.
Этот проект осуществился благодаря финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках соглашения № 05.607.21.0208 «Разработка технологии геномного редактирования для воспроизводства высокоценного племенного крупного рогатого скота молочного направления, устойчивого к вирусу лейкоза» с уникальным идентификатором проекта: RFMEFI60718Х0208. Также эффективная работа ученых и специалистов, созданного консорциума: Кузбасская ГСХА, Санкт-Петербургский университет ветеринарной медицины и индустриальный партнер ООО «СХП Михайловское».
– В современном мире уже никто не спорит с тем, что инновации основа конкурентоспособности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом. Насколько сегодня восприимчивы к новым технологиям сельхозтоваропроизводители?
– Сельхозтоваропроизводители при выборе новых технологических решений принимают их не ради моды, а из четкого экономического расчета. Поэтому, прежде всего, интерес проявляется к инновациям в селекции и генетике сельскохозяйственных животных. Развитие этого направления подразумевает создание стартапов по биотехническим методам размножения (трансплантация эмбрионов, определение генома и пола будущего животного, использование спермы, разделенной по полу).
Наблюдаем большой интерес к новым кормовым добавкам, которые позволяют получить сельхозтоваропроизводителю сбалансированный рацион, максимально раскрыть генетический потенциал животных и обеспечить рентабельность производства. С каждым годом сельхозтоваропроизводители активно переходят к новым решениям для создания «умных ферм»: от интернета вещей до цифровизации данных.