29 сентября 2014 г. Поездка в Томск

Студенты 3-го курса экономического факультета Кемеровского ГСХИ посетили г. Томск. Поездку организовала и провела куратор-волонтер Е.П. Гладкова, преподаватель кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности. Они посетили церковно-исторический музей Томской духовной семинарии
Семинарист Денис провел экскурсию по музею. Церковно-исторический музей существует с 2008 года. В его экспозиции представлены уникальные иконы, старинные облачения, богослужебная утварь, старопечатные книги, нумизматическая коллекция евангельских времен. Среди особо ценных раритетов – икона святителя Николая ХVI века, подаренные музею Патриархом Алексием II Царские врата ХVII века, изданная первопечатником диаконом Иваном Федоровым в 1580 году Острожская Библия, келейная книга сестры Петра I царицы Софьи Алексеевны с ее автографом. Музейная коллекция предоставляет возможность увидеть удивительные образцы отечественной духовной культуры, веками создаваемой и хранимой нашими предками.
Затем студенты побывали в Богоявленском кафедральном соборе, который был заложен в 1777 году, построен в 1784 году, полностью завершен в 1901 году, закрыт в 1930 году, восстановлен в 2003 году.
Собор расположен в центральной части Томска. Площадь, на которой расположен собор, является одним из главных планировочных элементов города. В настоящее время в соборе полностью завершились реставрационные работы. Восстановлен не только ценный памятник архитектуры, яркий представитель стиля барокко, но и одна из главных святынь Томска.
Семинарист Денис сразу же перед входом в Богоявленский собор рассказал студентам, что в годы Великой Отечественной Войны (в 1942 г.) все помещения церкви были переоборудованы под цеха, эвакуированного в Томск московского завода «Красный Богатырь». За время эксплуатации московским заводом «Красный богатырь» (1942-1946 гг.) и Томским заводом резиновой обуви (1947-1994 гг.) здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двухэтажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон. Все это привело храм в совершенно неузнаваемый вид. Окруженный со всех сторон пристроенными заводскими цехами, храм словно бы исчез…
Отреставрированный Богоявленский собор стал неоспоримой и самой яркой архитектурной доминантой городского центра. Звоном колоколов, правильностью пропорций, необычностью очертаний, непохожестью на все вокруг, собор, как неожиданный вестник из прошлого и таинственный путеводитель в будущее, властно притягивает к себе внимание сначала глаз, затем и сердца любого, кто оказывается в этой части города, давно уже ставшей административным, торговым, культурным, а теперь еще и духовным его центром. Каменный собор Богоявления Господня представляет собой интересный пример сибирского барокко.
После посещения Богоявленского собора, студентам был предложен чай в трапезной Томской духовной семинарии. После чаепития к студентам присоединился семинарист Алексей, который продолжил экскурсию по Томску. Следующим пунктом была Часовня Иверской Иконы Божией Матери.
Построенная в центре города, Иверская часовня именовалась томичами «духовными вратами Томска». В 1933 г. Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла. Долгие десятилетия православные томичи жили надеждой на возрождение этой святыни. По многочисленным просьбам жителей Томска часовня была восстановлена в 2002 году и 26 мая 2002 года освящена Святейшим Патриархом Московским.
Вот такой духовно насыщенный день провели ребята в Томске.
Побывать в Томске и не посетить Томский острог, где заложен камень, положивший основание городу, невозможно. Поэтому студенты вместе с семинаристом Алексеем отправились к этому историческому месту. Томская крепость — деревянное оборонительное сооружение – имеет интересную историю. В 1604 году Борис Годунов по просьбе татарского князя Тояна послал казачьего голову Гаврилу Писемского и сына боярского Василия Тыркова из Сургута с заданием основать крепость на берегу реки Томи, в татарской земле, завести вокруг него государеву пашню и привести в подданство российскому царю окрестные народы. Томская крепость стала важным стратегическим военным центром, в течение всего XVII века обеспечивавшим безопасность местного населения — в 1614, 1617, 1657 и 1698 годах отражала набеги кочевников — киргизов и калмыков.
Запомнилась ребятам и Воскресенская церковь – почти ровесница Томска. Эту церковь посещал когда-то русский поэт А. Кольцов, друг С. Есенина. 9 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16 640 кг. Горожане нарекли его «Томским Царь-колоколом». В 1930 году колокол был снят, разбит на куски и пошел на переплавку. В 19З6 году храм был закрыт. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена и начала свою новую жизнь. Студенты не могли не сфотографироваться у 16-тонного колокола Воскресенской церкви.
Затем они посетили Свято-Троицкую церковь. Основной святыней храма является икона с мощами священномученика Харлампия Магнезийского. Также среди храмовых святынь можно выделить иконы с мощами первомученика архидиакона Стефана, с мощами святителя Николая Чудотворца, с мощами священномученика Гермогена, Патриарха Всероссийского, Икона с мощами святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Следующей святыней, которую посетили студенты, стал Петропавловский 6-купольный собор, сооруженный на «Мухином бугре» – по имени, раскаявшегося в XVII в. разбойника Мухи. До постройки храма на этом месте долгое время стоял деревянный поклонный Крест и часовня. А в мае 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. Особое внимание всех, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ.
Паломническая поездка была насыщенной. Следующим пунктом паломничества стал Богородице-Алексиевский православный мужской монастырь. Монастырь был основан в 1605 году при устье реки Киргизки на Юртачной горе. Страдал от набегов сибирских народов (калмыков, телеутов, киргизов). В 1656 году была сожжена единственная монастырская церковь Казанской иконы Богородицы. После этого было принято решение перенести монастырь в более безопасное место на берег речки Ушайки. Строительство нового монастыря было завершено в 1663 году.
Необходимо упомянуть еще об одном храме, который посетили студенты, не дошедшем до наших дней, но воссозданном ныне в самом центре города Балашихи. Это храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Сооружен он был в 1894 г. на средства М.В.Третьяковой, дочери купца первой гильдии В.Н.Третьякова. Её мать владела в Балашихе имением Горенки. Александро-Невская церковь была приписанной к Спасскому храму с. Пехра-Яковлевское, поэтому после его закрытия в 30-е годы прекратились службы и в ней. До начала шестидесятых годов прошлого века простояла эта церковь – использовали ее под складские помещения – но в годы хрущевских гонений на веру православную ее снесли с лица земли, а на месте, где она стояла, проложили центральный городской проспект. 12 сентября 2006 года в День памяти святого благоверного великого князя Александра Невского в центре города был торжественно освящен воссозданный новый храм в честь этого святого.
Затем студенты посетили Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный в 1864 г. вдовой купца Екатериной Михеевой, в монашестве Евпраксией. Монастырь этот со времени его образования и до 1917 года был знаменит не только в Томской губернии и не только в Сибири, но и во всей России и даже далеко за ее пределами. Все особо важные персоны, бывая в Томске, непременно посещали его. В 1892 г. при монастыре открыт «Дом Трудолюбия» для приюта детей, чьи родители умерли в бывшую в то время холерную эпидемию. При монастыре, кроме того, была школа, в которую поступали, по достижении школьного возраста, дети из «Дома трудолюбия», а также воскобелильный завод, являющийся для монастыря одним из главных источников дохода. Томский монастырь приобрел известность своими изящными вышивками золотом различных церковных одежд. С начала двадцатого века сложилась традиция хоронить умерших ученых университета и Технологического института в ограде женского монастыря, и очень скоро около Успенского собора вырос некрополь, именовавшийся «профессорским». В этом некрополе похоронены Блаженная Домна Томская, Г. Н. Потанин и очень много других известных людей Томска. Монастырь просуществовал чуть более полувека, до 1922 года, до окончательного утверждения в Томске советской власти, провозгласившей в числе основных задач борьбу с религией. К 1925 году рядовые обитатели монастыря переместились на загородную заимку, а игуменья и близкое ее окружение подверглись репрессиям. С 1996 года Иоанно-Предтеченский женский монастырь, который до наших дней почти не сохранился, городские власти пытаются отреставрировать хотя бы частично. Первой вернулась из небытия монастырская трапезная, в которой находится регентская школа (православное учебное заведение, осуществляющее подготовку руководителей церковных хоров – регентов).
Затем студентам был предложен обед в трапезной Томской духовной семинарии. После обеда студенты посетили церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Коларово. Первую деревянную часовню в селе возвели в 1645 году и заказали для нее у томского иконописца Ивана Герасимова икону Святителя Николая. Герасимов был очень благочестивым мастером, он до конца работы наложил пост на себя и на всех жителей села. Вот, что гласит легенда: художнику вручили специально приготовленную доску, на которой он начертал лик Николая Чудотворца. Но на следующий день рисунок с доски исчез, а на его месте показался контур Спаса Нерукотворного. Иконописец очень удивился, но, так как надо было выполнять заказ, он стер появившееся изображение и вновь нанес образ Святителя Николая. Наутро история повторилась — на него с доски смотрел Спаситель. На этот раз Иван Герасимов не стал стирать изображение, а позвал жителей села и рассказал им о чуде. В начале XVIII столетия в Томске разразилась эпидемия чумы. За несколько лет болезнь унесла немало жизней, поморила скотину, и, казалось, бедам не будет конца. Тогда в 1733 году прихожане томской Благовещенской церкви решили обратиться к Спасскому образу. Икона была доставлена в Томск со всеми подобающими почестями, ее установили в центре города, и священники отслужили молебен при большом скоплении людей. Затем образ на восемь дней перенесли в Благовещенский собор. Болезнь отступила, и с тех пор зародилась традиция: в день святых апостолов Петра и Павла с этой чудотворной иконой совершался ежегодный крестный ход от села Спасское до Томска. Соблюдался этот обряд до 1924 года.
Еще одно предание об образе Спаса Нерукотворного, дошедшее до наших дней, гласит, что к 1788 году икона потемнела, и было решено ее обновить. Для этого пригласили иконописца, но, приступив к работе, мастер отказался продолжать, сославшись на указание свыше. Долгое время никто не брался за реставрацию. Только в середине XIX века томский епископ Парфений велел положить поверх образа стекло и написать на нем копию иконы. В 1930 году церковь закрыли. Икона была утрачена. Поговаривают, что ее спрятали у себя жители села, но образ так до сих пор не найден. Восстанавливать храм начали в 1970-х, правда, тогда здесь планировалось открыть музей часов. Попытка оказалась неудачной, и в 1990 году, после окончательной реставрации, вновь открылась церковь, которая является действующей.
Уже смеркалось, когда автобус со студентами, переполненными впечатлениями, выехал из города. Первую половину пути они вспоминали впечатления прошедшего дня и мечтали отправиться в следующую поездку по храмам уже г. Новокузнецка. Но в эту поездку отправится уже другая группа студентов, так как желающих оказалось гораздо больше, чем может вместить за одну поездку салон автобуса.

 

Е.П. Гладкова, куратор-волонтер
православной молодежи Кемеровского ГСХИ.

Опубликовано 29-09-2014 (18:09)

« Назад

Фактический адрес:  650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5
Электронная почта: ksai@ksai.ru
Телефон: +7(3842)73-43-59

Техническая помощь: электронная почта: oit@ksai.ru

Реквизиты

Кузбасский ГАУ, ОГРН 1024240680199, ИНН/КПП 4205035690
Юридический адрес: 650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5

Пользовательское соглашение и конфиденциальность
Способы оплаты и возврата

Возникла проблема, свяжитесь с нами - Администратор сайта. Подать новость, объявление на сайт можно по эл. почте ksai-site@mail.ru

©2002-2024 Кузбасский ГАУ